about_visotsky01: (Default)
[personal profile] about_visotsky01
“ВЫСОЦКИЙ НИГДЕ И НИКОГДА
НЕ ПОДДАЛСЯ СОБЛАЗНУ РАСПАДА ЛИЧНОСТИ...”

Из статьи Георгия Хазагерова “Семидесятые. Двойничество? Двоемирие? Бинарность?”:

“... очень любопытный пассаж о Высоцком мы находим в статье М. Гнедовского “Майк, или Секретная лаборатория российского рок-н-ролла”, посвященной творчеству Михаила Науменко, который “придумал российский рок”. Признавшись в нелюбви к Высоцкому, автор отдает ему должное как “звезде номер один” на неформальной музыкально-поэтической сцене. Подобно тому как американский рок представляет собой удачный сплав “блюзовых корней” американских черных рабов и “современной либеральной молодежной идеологии”, так и Высоцкий, по мнению автора, обеспечил свою беспрецедентную популярность сплавом блатной песни, от которой он взял интонацию, и “либеральных ценностей постсталинского поколения”.

Мне, однако, кажется, что Высоцкий сделал нечто другое.Он аккумулировал смеховые, пародийно-каламбурные тенденции шестидесятых и семидесятых годов и реализовал их, в отличие от многих и многих, в традиционной для русской литературы форме двойничества. <...> Высоцкий никогда не каламбурит так, как это делалось на шестнадцатой полосе “Литгазеты” или в современном газетном заголовке. Его каламбур всегда мотивирован языковой личностью говорящего, личностью двойника.

Двойник Высоцкого – это прежде всего личность доверчивая, простая и бесхитростная. Он верит газетным штампам и буквально понимает пословицы. Чужое слово он воспринимает некритически и постоянно попадает из-за этого впросак. Этакий дурачина-простофиля, к которому к тому же не прилипает зло, потому что, даже оступившись, он умеет откреститься от порока, наивно объясняя, что витрину разбил не он, а “подлое его второе Я”. Спаивают же его Кривая и Нелегкая <...>. При этом он неизменно честен, болезненно ощущает несправедливость и стремится к правде.
<...>
Высоцкий нигде и никогда не поддался соблазну распада личности, даже когда говорил от лица сумасшедшего, когда выстраивал поток сознания в “Жизни без сна”. Личность раздваивалась, но не распадалась на фреймы и цитаты. Она была единой как роль актера, и ее речевое поведение было ее частью. Перед нами живая система: автор, созданный им образ и мостик между ними – смех. И никакие чудеса стилизации не подрывали этой системы, не подтачивали этического начала, не затемняли авторской интенции.

Семидесятые годы в большей мере, чем шестидесятые и восьмидесятые, прошли под знаком творчества бардов, прежде всего Высоцкого и Окуджавы. Эта часть культуры, имевшая самую широкую географию, как пространственную, так и социальную, отреагировала на раздвоенность жизни по-разному: Высоцкий – созданием двойников, в каком-то смысле вообще магистральном для авторской песни, но наиболее последовательно разработанном именно в его творчестве; Окуджава – сотворением второго, возвышенного мира; Галич – прямым изображением двух полюсов жизни: мира гонимых и мира гонителей.

http://magazines.russ.ru/znamia/1998/12/hazger.html

Date: 2011-07-06 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] fhxbrkbvfrc.livejournal.com
Фраза "Науменко, "который придумал российский рок",уже избавляет от необходимости в каких-либо комментариях. Это даже не ложь, это чёткие координаты "музыковеда", лишённого музыкального слуха, "литературного критика" с неполным средним образованием и "гражданина" с мозгами пристава из полицейского участка. Российский рок, в лучших своих образцах, не только не противоречит творчеству Высоцкого, а вырастает из него: Макаревич, Шевчук, Сукачёв. Задело простое упоминание фамилии Науменко в инородном для неё контексте.

Date: 2011-07-06 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Слова "придумал российский рок" взяты в кавычки, так что их смысл скорее всего метафорический. А противопоставления Высоцкого и российского рока я в этой цитате не увидела. Но может быть, Вы читали всю статью М.Гнедовского? Хотя в любом случае, такие жесткие оценки желательно давать с аргументами. :)

Date: 2011-07-07 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] fhxbrkbvfrc.livejournal.com
Про кавычки всё понял, поэтому сохранил в комментарии. А жёсткость - рефлекторная, спинномозговая реакция на Науменко. Он, по моему убеждению - ловкий конъюнктурщик, вовремя почувствовавший перспективность русского рока, не добавив к нему ничего действительно ценного. Мнение, конечно, субъективное и ,скорее, интуитивное. Поэтому не стал бы дополнительно ссылаться на "авторитеты". Понимаю, что содержание Вашего комментария отнюдь к Науменко не сводится. Органичность "двойственности, бинарности" Высоцкого - согласен.

Date: 2011-07-07 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Я неверно поняла Вашу первую реплику, извините. Теперь ясно, спасибо. Про Науменко могу только выслушать Вас и принять к сведению. Русский рок как явление прошел мимо меня. Может быть, потому, что рок не моя территория (мне по душе джаз).

Date: 2011-07-07 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] fhxbrkbvfrc.livejournal.com
Вырос на бардах, впитал хард рок, вышел на рэгтайм и Глена Миллера. Сейчас - с головой в свинге. Слово "джаз" становится предметным, слышимым. Определённо, становлюсь ярым сторонником некоторых новых для меня интонаций. Высоцкий, при всём этом, занимает только своё место.

Date: 2011-07-07 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Да, Высоцкий - уникальная фигура и в нашем обществе, и в нашем искусстве. Он со всем соприкасается и вместе с тем всегда отдельно. Об этом его положении в культуре точнее всего можно сказать его же словами: "По самому по краю". Вот оно и есть: сразу и вместе, и отдельно.

Date: 2011-07-07 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Хм... Эскапизм или инфантильность. У меня очень близкое ощущение. Но я дикарка, ничего не знаю в российском роке, так что не придавала значения своим впечатлениям. Интересно, а про Башлачева он что-то конкретное в этом плане говорил?..

Date: 2011-07-07 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
Нет, про Башлачева не говорил.
А Высоцкого не любит, но уважает.

Date: 2011-07-07 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Жаль, что про Башлачева у него нету. Как раз АБ кажется мне инфантильным. Потому и хотелось бы знать, каким в этом плане видят его знатоки.

Спасибо за ссылку. Блестящий отзыв, очень точный по сути. Но прочти я только вторую его часть, ни в жисть не подумала бы, что человек не любит Высоцкого. Это ж надо - не любить и в то же время написать такие вдохновенные строки...

Profile

about_visotsky01: (Default)
about_visotsky01

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 13th, 2025 02:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios