РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ (XVII)
Oct. 28th, 2016 10:19 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Глава 7. “Прискакали – гляжу...”
Библейские параллели. Место действия
Библейские параллели. Место действия
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. <...> И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. <...>
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним...
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним...
Бытие (Первая книга Моисеева)
Теперь сопоставим пространство “яблочного” рая с библейским сюжетом.
В Ветхом завете рай (Эдем, райский сад) – место обитания первочеловеков. В отличие от подробных описаний ада, о рае мы знаем немного: в саду Эдемском, орошаемом рекой, растут различные приятные на вид деревья со съедобными плодами. В центре райского сада находятся древо жизни и древо познания добра и зла [71].
В христианских представлениях рай – место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни.
“Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; <...> с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. <...> Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником <...> И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил <...> Стена его построена из ясписа <...> Основания стены города украшены <...> Улица города – чистое золото <...> И показал мне чистую реку воды жизни <...> Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни …” [72*].
Изображение рая в искусстве развивалось по трем направлениям: рай как сад, рай как город и рай как небеса. Традиция представления рая как сада опирается на ветхозаветное описание Эдема. В ней заметно влияние и греческой мифологии (нимфы Геспериды живут на краю мира у берегов реки Океан и охраняют растущие в их садах золотые яблоки вечной молодости [73*]). Восприятие рая как города восходит к древним широко распространенным представлениям о “круглых” и “квадратных” святых городах, геометрически правильный план которых отражал устройство вселенной (“круг земель”). Рай-сад, сближаясь в этом с раем-городом, тоже мог давать в плане правильный круг [74*].
* * *
Место действия в “Райских яблоках” Высоцкого множественно связано с традиционными представлениями о рае: деревья, плоды, мотивы круга (“Все вернулось на круг, и распятый над кругом висел”), проточной воды, реки (цитата из “Коней” в финале: “Вдоль обрыва … по-над пропастью” [75])… Реплика героя, начинающая срединную, райскую часть сюжета, открыто заявляет о диалоге с традицией, тут же обнаруживая и расхождение с нею:
Прискакали, гляжу: пред очами не райское что-то.
У Высоцкого рай – это не цветущий сад с плодоносящими деревьями, а неродящий пустырь. Названному признаку несходства свойств рая из РЯ с традицией есть и косвенное подтверждение, которое всегда у Высоцкого выразительнее прямых свидетельств. Строка –
И среди ничего возвышались литые ворота –
отсылает к традиции, в которой в центре рая расположено древо жизни, познания добра и зла. Литые, “непроходимые” ворота на месте древа жизни, с его животворящими плодами, – самый выразительный знак бесплодности, не-природности рая (и в “Яблоках”, и в художественном мире Высоцкого в целом. Рай у ВВ всегда не-благостен, он противостоит жизни не только как иное, но и как не-естественное). Неслучайно образ реки, дарующей влагу-жизнь и омывающей традиционный рай-сад, появляется не в райской средней части “Яблок”, а в земной: этот образ реки отсылает не к образу из традиционного рая, а к другим текстам Высоцкого – к цитированным в финале РЯ “Коням”, к “Моей цыганской”, к “Двум судьбам”...
Кстати, отметим иронию во фразе “среди ничего возвышались”: то, что не имеет границ (“беспредел”), не имеет и середины...
Еще о саде. Традиционно рай – это и есть сад. А в “Яблоках” кущи-сады – лишь часть рая (“Вот и кущи-сады...”), причем непонятно, где расположенная, неясно как относящаяся к целому. Но одно из текста ясно: сад в “Яблоках” – не весь рай.
Пространственная неопределенность кущей-садов подкрепляется ассоциацией кущей с чащами, выразительно представленной и многократно повторенной в одном из предшствующих текстов ВВ (“Сколько их в кущах, / Сколько их в чащах… В дебрях и кущах, / В рощах и чащах и т.д.”). Традиционное значение слова “кущи” – шатер, хижина, сделанная из ветвей деревьев (см. в Библейской энциклопедии, Словаре Ушакова) [76]. Не берусь предполагать, насколько это было осознано Высоцким, но в его “Заповеднике” слово “кущи” имеет нетрадиционный смысл, означая разросшийся, непроходимый кустарник (“В дебрях и кущах, / Рощах и чащах”). По-видимому, и в РЯ “кущи” – не традиционные шатры / палатки, а пышная растительность. Привлечь широкий контекст творчества Высоцкого для прояснения смысла слова “кущи” вряд ли удастся: это слово встречается у ВВ только в двух текстах.
Пространственно “сады” никак не соотнесены и с раем-пустырем, куда прибывает герой. Но их последовательное появление, да еще через посредство ворот (рай-пустырь – ворота – кущи-сады), неизбежно рождает впечатление некоей “привратности” пустыря и восприятия его не как рая, а как чистилища. На это намекает и мотив ожидания, явственный в сюжетной линии этапа (“Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел”). И, конечно же, этому способствует вид места, куда кони примчали душу героя: слишком уж оно не похоже на распространенные представления о рае.
Подобный ход мысли, повторю, более чем логичен, и можно лишь подивиться, что при обилии написанного о “Райских яблоках” в многочисленных научных публикациях идея прибытия героя не в рай, а в чистилище появилась так поздно, причем не в научной работе [77].
_______
[71] Согласно некоторым источникам, возможно, древо жизни и дерево познания добра и зла – одно и то же дерево.
[72*] Новый завет, Откровение Иоанна Богослова http://www.vehi.net/bible/otkroven.html
[73*] http://www.edic.ru/myth Энциклопедия «Мифы народов мира», статья «Геракл»
[74*] http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_18013.html
[75] Формально идея присутствия реки в “Конях” на данный момент остается дискуссионной, поскольку ее обсуждения пока нет (ход рассуждений, приводящий к этой мысли, – в книге: Томенчук Л. Кони. – Днепропетровск, 2007. С. 34. В сети: http://otblesk.com/vysotsky/i-koni06.htm). Реплика по этому поводу есть в статье А.Скобелева и С.Шаулова (“«Кони привередливые» в поле интертекстовом” // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. – Воронеж, 2009. С. 103-104). Однако это не возражение по существу, а попытка дискредитировать рассуждение оппонента, сознательно исказив его смысл.
[76] Мое внимание обратил на это Г.Брук.
[77*] В статье М. Босого “Откуда «райские яблоки» Высоцкого?”, опубликованной в Интернете зимой 2008 г.
(Далi буде)
no subject
Date: 2016-10-29 12:05 am (UTC)Злые языки заявляют, что это то же самое, что и чистилище, но православные дают им отпор, находя такое сравнение неуместным.
no subject
Date: 2016-10-29 09:01 am (UTC)