about_visotsky01: (Default)
[personal profile] about_visotsky01
Вместо послесловия
(продолжение)

Петр

* * *
Называя Петра по имени, Высоцкий подчеркнуто соотносит этот сюжет с традицией. Рай в РЯ – тот самый рай, и врата те же, райские. В основе того, что идет в “Яблоках” вразрез с традиционным смыслом как образов, так и всего библейского сюжета в целом, лежит иное понимание Высоцким тех идей, которые эти образы и сюжет традиционно выражают.

То, что апостол назван по имени, может быть прочитано и как знак отделенности от массы, толпы – с точки зрения власти, которая “своих” людей видит персонами, а остальных – общей массой, винтиками без роду-племени-имени. Между прочим, интересно посмотреть на разницу сюжета РЯ и библейского его прототипа и в этом ракурсе. В библейском сюжете – только Бог и два человека, два индивидуума, что и понятно: человечества еще не существовало. А ВВ модифицирует и “властную”, и человеческую составляющие этой пары: не только заменяет Бога апостолом, но и к Мужчине и Женщине прибавляет людей, народ (“и безгрешный народ” – это не просто один из вариантов, слегка видоизменяющий второстепенные нюансы смысла, это меняет корневые смыслы, основную идею сюжета: исключительное, единичное событие обретает статус универсального, общечеловеческого).

* * *
Персонажи РЯ не только проясняют тот или иной смысл истории, происшедшей с героем “Яблок”. В проекции на широкий контекст поэтического мира Высоцкого они акцентируют то или иное ключевое качество этой художественной системы, что есть признак итогового характера “Райских яблок”.

Петр выставлен в РЯ неумехой. Это знак того, что такой персонаж, каким он предстает в библейских текстах, не может быть положительным героем в мире Высоцкого (для него неприемлема прежде всего идея, что одному человеку дано право решать судьбы других людей).

Ворота

* * *
“... не случайно храмы всех народов имеют двор, преддверие, тамбур, которые препятствуют резкому переходу от профанного к сакральному” (Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999, с. 90). http://ec-dejavu.ru/i/Initiation.html

В РЯ нерезкого перехода нет, а есть непонятно какой. Потому что, в отличие от традиции, в “Яблоках” рай не есть сад, а это сущности, пространственно непонятно как соотносящиеся.

* * *
Седовласый старик что-то долго возился с засовом
Нет звенели ключи это к нам подбирали ключи

“Звенели ключи ... возился с засовом ... прибежали с ключом”. Ключи явились в РЯ из библейского сюжета, а вот засов, скорей всего, из мультфильма “Волшебник изумрудного города”, в котором Высоцкий озвучил роль Волка (4-я серия): там как раз ворота с засовом.

Кони

* * *
Мотив коней, как творческого дара, то есть индивидуального, а не “общественного” образа, возник в “Яблоках” не сразу. В черновике первой редакции есть строка “Пусть чуток обождут за другими успеют слетать” [Р1-2]. Пара этому фрагменту – серийность путешествий героя из жизни в смерть и обратно (“Я вторично умру...”). Но всё это осталось в первой редакции, во второй серийность сменилась уникальностью как в отношении принадлежности коней, так и райского путешествия. Что подчеркивает неслучайность этой перемены.

* * *
“Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел” – смысл упорядочивания мира, воссоздания космоса из хаоса неслучайно связан с конями. Именно творческий дар в мире Высоцкого помогает человеку гармонизировать свое мироощущение.

Абсурд

* * *
Алфавитный мотив (“Стали нас выкликать по алфавиту / Разобрался народ по алфавиту”) – еще один признак абсурда, царящего в раю: сортировать-то дОлжно по принципу добрых/злых дел, совершенных на земле. Зачем еще какая-то селекция народных масс, тем более формальная?

* * *
Дверь – всегда граница. В “Яблоках” ворота не на границе рая, как им положено быть, а в центре. Заместо древа жизни и, кстати, древа познания добра и зла. Знак границы не на границе, а в центре – еще один райский абсурд. Полный антипод упорядоченному пространству традиционного рая.

* * *
Абсурда в райских эпизодах “Яблок” хоть отбавляй. Большая его часть, естественно, связана с воротами без ограды. В Ф7 есть замечательный по своей видимой абсурдности вариант:

За вратами старик слишком долго возился с засовом...

В рукописях еще любопытнее:

Близорукий старик <...> за воротами щёлкал засовом... [Р2-6]
повозился с засовом [Р2-5об]

Интересно, как мог герой разглядеть, кто там возится с засовом с той стороны литых ворот, да с такими подробностями? Старик, еще и близорукий, – как герой мог это увидеть, находясь по другую сторону ворот? Любители теорий, конечно, тут же скажут, что это могут быть слова “объективного автора”, который, по определению, видит всё и знает. Но зачем усложнять дело, если можно объяснить всё гораздо проще, не привлекая дополнительных персонажей? Если нет ограды, значит, стоящим перед воротами видно и то, что творится за ними. А если еще вспомнить, что в одном из рукописных вариантов ворота парили... В общем, прямая функция ворот – преграждать и не пущать – в “Яблоках” столь же призрачна, как и родственная ей функция Петра-селекционера.

Совмещение несовместимого – эти примеры в очередной раз подчеркивают, что ничего, кроме абсурда, ворота без ограды в сюжет “Яблок” не приносят.

Мотивы

* * *
Мотив дружбы. В финале “Яблок” нет друзей. Их там и не может быть, независимо от того, есть они у героя или он одинок. В финале речь идет об мироустройстве. Он и Она – символы основной силовой линии художественного мира Высоцкого, дороги и дома, горизонтали и вертикали, динамики и статики. Дружество в ощущении Высоцкого к основам мироздания не относится. Приоритет дружбы – известная характеристика юности, незрелого мироощущения. У взрослого мира другие основы.

* * *
Мотив полноты: лепоты полон рот – пазуха яблок – прорва яблок.

* * *
Мотив влаги представлен в РЯ в двух вариантах: вначале это грязь (“в грязь ударю лицом”), грязная, стоячая влага, в конце – река (“Вдоль обрыва, с кнутом, по-над пропастью...”), чистая, проточная вода. Процесс очищения и смены неподвижности движением. Кстати, вспомнив “Грязь сегодня еще непролазней / С неба мразь словно бог без штанов”, можно уловить в этом мотиве и вертикаль-горизонталь, с естественным для ВВ преимуществом горизонтали.

* * *
Одна из неявных параллелей – “угадать – без промаха”, с нею в тексте РЯ появляется оппозиция “подвластное воле человека – неотвратимое” (“выбор – отсутствие выбора”). Именно она указует наличие тематического сдвига в начале “Яблок”. В самом деле, оставайся предмет тот же, что и в первой строке (реальная смерть), названная оппозиция не появилась бы, ведь в применении к реальной смерти она невозможна: желай, не желай – все одно умрешь. Мотив неотвратимого тоже возникает дважды: “всегда умираем” и “без промаха в лоб”. В остальном у героя есть выбор. Раз в движении по своему пути он может выбирать, значит, речь идет не о жизни-смерти, а о чем-то в жизни.

* * *
В “Яблоках” отчетливо ощутимо присутствие “Охоты”. Прежде всего это, конечно, оба убийства героя. Намеренное акцентирование перекличек с традиционным библейским сюжетом об Адаме и Еве косвенно вводит в “Яблоки” еще и мотив окруженности. Есть и другие мотивы, например, задержка выстрела. В “Охоте” – “Тот, которому я предназначен, // Улыбнулся и поднял ружье”. И райский ангел-снайпер тоже не сразу пустил герою пулю в лоб, как бы иначе тот набрал яблок? Наконец, в “Яблоках” повторяется сюжетная схема той самой “Охоты”: герой/душа вырывается из круга реальной жизни и попадает в другое окружение – в рай.

Как в “Райских яблоках” завершается развитие мотива охоты? А в той же логике и завершается: волк из “Охоты” так и не вырвался за флажки, прорыв оказался мнимым (в конце звучит тот же текст, что и в начале, то есть волк снова в окружении), потому что свобода, к которой он так рвался, штука не внешняя, а внутренняя. И лишь проделав работу души в путешествии из мира реальности в воображаемый рай, герой обретет истинную свободу – внутреннюю. А с нею – цельность.

(Далi буде)
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

about_visotsky01: (Default)
about_visotsky01

November 2016

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 1415 16 17 18 19
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 08:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios