about_visotsky01: (Default)
[personal profile] about_visotsky01
Вместо послесловия

Изучение “Райских яблок”, одной из самых загадочных песен Высоцкого, находится в самом своем начале, и мне показалось логичным закончить книжку главой, в которой собраны заметки, сделанные по ходу анализа сюжета “Яблок” и не вошедшие в основной текст, – своего рода открытый финал.

Яблоки

* * *
Отправляется герой в рай не за яблокам и, а за раем. Но попав туда, заговаривает о яблоках, и, в отличие от начального неизменного стремления в рай, эта часть текста со временем изменяется. Вначале, в наброске 1975 года, герой хочет набрать яблок для себя – забавы ради:

И начну их бросать по пушистым седым небесам.

Мотивировка кражи яблок появилась так поздно, потому что герой вначале – пацан и ведет себя как юнец. Ведь и правда, воровство яблок в саду – подростковое занятие.

Потом он по-прежнему захочет набрать яблоки для себя – теперь уже поесть:

В райских кущах покущаю яблок.

И наконец в этом месте сюжета появится нейтральное:

Наберу бледно-розовых яблок, –

чтобы к концу текста развернуться в сторону тех, кто остался там, в живой жизни, и ждет возвращения героя из путешествия в сказочный мир его фантазий.

* * *
Этап, что ринулся в рай через ворота, в кущи-сады не попал, герой оказался там один. Получается, раз яблоки есть запрещено, те, кто не собирается этого делать, их и не увидят. Не встретятся, так сказать, с соблазном. Косвенно поддерживает эту идею описание находящейся за воротами лепоты-благодати, в которую попали люди этапа, ринувшись в открытые врата: там нет ничего про яблоки, даже ассоциативно. А есть хлебный дух, вата, “нахлебался”, “отравлен”, сладость, “язык к нёбу льнет”, липко во рту, лепоты полон рот (всё это – с общим смыслом “затыкают рот”. Помните – “Отвечайте же “Я!”, ведь звучат только гласные буквы...”). У Высоцкого райские яблоки – не соблазн, а шанс.

* * *
Мотив множественности яблок повторяется вариативно. При повторении он конкретизируется: место неопределенного множества (“яблоки”) в финале заступает конкретное множество (“пазуха яблок”), – и прирастает смыслом, становится более смыслоемким. Конкретность в мире Высоцкого сильнее неопределенности: чем конкретнее образ, тем он значимее, тем бОльшую смысловую нагрузку несет в тексте.

* * *
Мороженые яблоки – нежизнеспособность абстрактной идеи вне связи с реальной жизнью (тоже и переносный смысл: в мире Высоцкого он питается из своего источника, прямого смысла слова).

* * *
Мотив согревания холодных яблок своим теплом (“Их за пазухой телом согрев”) был избыточен, потому в более поздних вариантах заменен на “пазуху яблок”: что яблоки холодные, в тексте сказано раньше , а то, что человек согревает яблоки за пазухой своим теплом, – очевидный смысл.

* * *
Добрый день! Где сады, в коих прорва отъявленных яблок? [Р2-4]

Слово “отъявленный” вызывает устойчивые негативные ассоциации, недаром оно употребляется в отрицательном контексте: отъявленный плут, мошенник, негодяй, двоечник. Этот неожиданный эпитет к заглавному образу показывает, что в сюжете РЯ находятся яблоки в негативном ассоциативном поле и преображаются лишь в конце, согретые теплом человеческого тела, теплом живого чувства. Тогда же, кстати, они остаются просто яблоками, без определений.

* * *
Самый любопытный из фразеологизмов в “Яблоках” – яблоки за пазухой – должен вызывать в памяти другой – “камень за пазухой”. Но преображающая сила человеческого тепла переборола даже такую устойчивую, известную ассоциацию...

* * *
В наброске 1975 года бросание яблок по небесам – очевидно пустопорожнее занятие, от нечего делать, лишь бы время убить и руки занять. В этой строке –

И начну их бросать по пушистым седым небесам –

откровенно просвечивает идиома “плевать в потолок”.

Убийства

* * *
Любопытные у Высоцкого убийства. В земном героя наказали за украденных лошадок, но сами лошадки остались при нём да и вообще потом оказались его конями. Так, может, он лишь вернул себе своё? То, что раньше потерял? Может, он выходит из творческого кризиса, дар возвращается к нему? А в райском убийстве ангел-снайпер дождался, пока герой наберет пазуху яблок, достигнет поставленной цели, и лишь тогда сделал свое дело. Поставил печать. Засвидетельствовал метким выстрелом, что герой повзрослел.

* * *
У эпизодов земного и райского убийств есть неявная общая черта: в обоих случаях текст умалчивает о важнейших деталях события. Из эпизода райского убийства непонятно, набрал герой яблок или нет, – это выяснится лишь к концу, когда он упомянет о пазухе яблок. То же и с земным убийством: на то, что герой был убит, мы выясняем косвенным образом, – сперва он заявляет “Убиенных щадят, отпевают и балуют раем”, а потом попадает в рай.

* * *
Герой ожил с прибытием в рай (= со сменой точки зрения), и пропуск в жизнь ему не нужен. Райский выстрел этим пропуском и не является: это – печать инициации (ср. “как отметка на лбу”), подтверждение, что возмужание состоялось.

* * *
В райском убийстве нет пары мотиву падения из земного убийства. Это естественно: в раю своих фантазий герой не соприкасается с землей, почвой. Там он жив стремлением обратно, в живую жизнь.

Герой

* * *
В теме активности и пассивности, действия и бездействия героев ВВ нужно учитывать важный нюанс. В мире Высоцкого кроме физической активности персонажей есть и еще один, важнейший для него вид активности: отношение человека к себе и к жизни, его неравнодушие или безразличие. Для Высоцкого отношение к происходящему – один из видов деяния. Впервые тему затронул Юрий Шатин в эссе о песне “Тот, который не стрелял”. Он указал, что смысл двустрочия “Никто поделать ничего не смог. / Нет, смог один, который не стрелял” – “переход недеяния в деяние, как высшая форма героизма” .

* * *
Герои Высоцкого деятельны, в том числе и этот, а ни о каких иных действиях человека в раю, кроме срывания яблок, традиция нам не говорит. Это могло бы быть недостаточно весомым объяснением поступка персонажа для других авторов, но не для Высоцкого: он не фантазирует на пустом месте. Да, он видоизменяет и житейские реалии, и традиционные культурные образы и мотивы, но у всех его изменений твердая почва – опора на жизнь, на традицию.

* * *
Взросление героя происходит в процессе переживания опыта воображаемого пребывания в раю.

* * *
Герой отогрел своим теплом целую пазуху яблок-ледышек – свидетельство громадной жизненной силы, с преображением героя она вернулась к нему.

“Яблоки” – процесс перехода от молодости к зрелости, начало которого мы видим в песне “Истома ящерицей ползает в костях...”.

* * *
Жены, женщины нет в начале РЯ не потому, что герой одинок, а потому что он ее еще не чувствует. Она есть в его жизни, но ей нет еще места в его мироощущении. Впервые эта метаморфоза была опробована Высоцким в песне “Почему всё не так?..” Там персонаж сперва не ощущал связи вещей, то есть мира как целого. Это ощущение пришло к нему в результате горестных размышлений, на которые толкнула его гибель друга. Это перерождение, взросление и показывают два пейзажа, вернее, разница в ощущении героем окружающей природы в начале и в конце:

То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух, и та же вода

Всё по отдельности, само по себе и – привычное, надоевшее. И как преображается эта опостылевшая, “пыльная” картина, когда герой обретает ощущение связи вещей:

Растворяется небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

* * *
В “Яблоках”, как и в других песнях Высоцкого, герой ощущает общность с другими людьми. И заключается она в том, что все люди наделены важнейшим в мире Высоцкого качеством: способностью делать выбор и действовать.

(Далi буде)
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

about_visotsky01: (Default)
about_visotsky01

November 2016

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 1415 16 17 18 19
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2017 06:41 am
Powered by Dreamwidth Studios