about_visotsky01: (Default)
[personal profile] about_visotsky01
Глава 15. Женщина

Самый ранний, по-видимому, черновик “Яблок” начинается четырьмя вариантами первого куплета и сразу вслед за этим – окончание “ты же даже из рая ждала”. А уже потом – набросок второго куплета (фактически в его устойчивом виде) и пр. Начало и конец сюжета “Райских яблок” определились сразу, они были ясны Высоцкому изначально.

С женским образом в “Яблоках” и связанными с ним мотивами, на первый взгляд, всё ясно. Ждущая женщина, этот традиционный фольклорный образ, – один из ключевых персонажей и в мире Высоцкого. Так же традиционны для ВВ мотивы дарения, воссоединения с любимой, которые появляются в финале “Яблок”.

Ранний и поздний шедевры – “Бодайбо” и “Белый вальс”, “О нашей встрече что там говорить...”, “Долго же шел ты в конверте, листок...”, “Так случилось: мужчины ушли...”, – вроде бы “Яблоки” полностью вписываются в эту картину... Однако, в отличие от всех этих текстов, женский образ возникает в “Райских яблоках” эпизодически, и оба его появления не подготовлены предшествующим развитием сюжета. В самом деле, до куплета про блага, в котором впервые возникает женщина, мир “Яблок” – чисто мужской мир, и это качество активно акцентируют занятия персонажей, символизирующие мужской тип поведения – завоевательский, подавляющий, разрушительный (воровство, убийство, вооруженная стража). Никаких мотивов, хотя бы далекой ассоциацией связанных с образом женщины, в тексте РЯ нет. К тому же неясно, связаны ли между собой два “женских” эпизода: “ты” из финала – это жена из куплета про блага или нет.

Вот и в самом конце РЯ мы сталкиваемся с парадоксом: верная жена, ждущая женщина – один из самых традиционных, ясных образов мира Высоцкого, и при этом непонятно, как данный персонаж связан с сюжетом “Райских яблок”...

* * *

У ВВ есть еще один текст, устроенный так же, как РЯ, – “Очи черные”. В них уйма перекличек. Оба текста завершает женский образ и в обоих такая концовка внешне не подготовлена, ведь ранее женщина возникает лишь на обочине сюжета, причем звучание образа ослаблено: в “Яблоках” – его автономностью, невключенностью в контекст, в “Очах черных” – еще и тем, что это не действующее лицо, а лишь символ женщины, да к тому же образ из другой песни, причем не Высоцкого. И вдруг в финале внезапно обнаруживается, что женский образ, почти незаметно мелькнувший в тексте, венчает сюжет! А это значит, что именно женщина придает всей истории значение и смысл. Какой?

В “Яблоках” женщина не имеет видимой связи с другими персонажами, контекст не подсказывает, какие грани этого многозначного образа актуальны в РЯ. Но женский образ не одинок в “Очах черных”: там он появляется в компании белой скатерти. Я уже писала об этом:

“Классический романс, поделившийся названием с песней Высоцкого, с белой скатерти начинается, Высоцкий же свои “Очи” ею заканчивает. Скатерть белую у него, в отличие от песни-источника, вином не зальют – не успеют: песня кончилась. Высоцкому нужна была белая, то есть незапятнанная скатерть. И останется она символом той чистоты, лада, уюта, порядка в себе и вокруг, прежде всего в Доме (внешнем и внутреннем), – к чему так стремится герой. <...>

[Кони] вывезли, спасли героя.

Спаси бог вас, лошадки,
Что целым иду.

Спасет его и скатерть. Не та, что залита вином, а просто – белая. Символ первозданности, первоначальности, прямоты смысла. Человека в мире Высоцкого спасут простые вещи, принадлежность и признак Дома. Земли. Корней” [133*].

Исследования других песен и тем подтверждают эту мысль. Но ее надо додумать до конца.

Появление очей черных и белой скатерти в финале песни означает, что в образе женщины здесь доминирует мотив Дома. А сама женщина – это Жена. В поэтической системе Высоцкого жена занимает особое место в ряду других вариантов женского образа. Возлюбленная, мать, невеста – эти ипостаси женщины могут обретать и отвлеченный смысл, воплощаясь в символических образах (Земля-мать, море-мать, Земля-невеста). Но жена принадлежит исключительно реальности, у Высоцкого она всегда и только женщина. Это потому так, что именно в образе Жены женское начало в мире Высоцкого предстаёт одним из концов несущей оси, стержня мироздания.

Прямой предшественник белой скатерти из “Очей черных” –

Потеряла и свежесть и прелесть
Белизна ненадетых рубах...

А вот еще раньше о том же:

Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени.
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели!

Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомленных, нецелых – любых...

Вот это “любых” и есть главное в ожидании женщины. Она ведь не знает, каким он вернется из своего путешествия, каким придет к ней. И она готова встретить его любого. Вовсе не так просто женщине обрести это ощущение. Но без него нет настоящего ожидания. Это и есть “мой дом – моя крепость”, мечта мужчины в мире Высоцкого о Жене и Доме.

Широкий контекст творчества Высоцкого со всей очевидностью показывает отсутствие иносказания в финальных словах песни:

Может, спел про вас
Неумело я,
Очи черные,
Скатерть белая...

От начала и до конца герой “Очей черных” Высоцкого пел лишь про черные очи и белую скатерть, а иносказанием был весь остальной его рассказ – про лес и погоню, про скособоченный дом и чуднЫх его обитателей...

Так о чем же этот рассказ, путешествие героя через лес к дому, а от него – на все четыре стороны? Что он ищет? К чему стремится?
_______

[133*] Томенчук Л. “Но есть, однако же, еще предположенье...”. – Днепропетровск, 2004. С. 43.

(Далi буде)
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

about_visotsky01: (Default)
about_visotsky01

November 2016

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 1415 16 17 18 19
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2017 06:41 am
Powered by Dreamwidth Studios