about_visotsky01: (Default)
[personal profile] about_visotsky01
Глава 13. Яблоки (II)

“Яблочные” эпизоды. Внутритекстовые связи
(окончание)
* * *
Яблоки как трофей

Кроме идеи, что яблоко в РЯ – это новое познание добра и зла, С.Свиридов высказал мысль о яблоках как трофее. Он считает, что “Райские яблоки” – это

“добровольное хождение героя в М2 [потусторонний мир. – Л.Т.] <...>. Это хождение за трофеем – так определилось еще на этапе первого наброска в 1975 году” [126*].

Про набросок Свиридову лучше было не упоминать, его идею про трофей набросок не поддерживает, а дискредитирует: трофеями, да еще добытыми с таким трудом, не разбрасываются.

Добывание яблок в наброске 1975 года связано не с погоней за трофеями, а с тем будничным фактом, что герои Высоцкого не привыкли бездельничать, а взять яблочко – единственное широко известное действие человека в раю. Последующее бросание яблок по небесам – это не спор с устоями, это даже не хулиганство: герой просто не знает, что с ними делать (не придумал еще – замысел у автора пока не вызрел). Из набросочного бросания яблок по небесам другие смыслы вычитать невозможно.

С развитием замысла, когда текст наброска разворачивался в сюжет, во всех его вариантах мечтания героя о рае не связаны с яблоками. В начальном земном эпизоде “Райских яблок” мечта о рае есть, а яблок нет: герой стремится в рай не за ними, а за милосердием, за человеческим отношением к себе. Ради этого он и готов быть убитым:

Убиенных щадят, отпевают и балуют раем.
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.

Где здесь яблоки? Нету. А есть мечта о человеческой жизни в раю. Причем заметим: при такой нестабильности текста “Яблок” эти две строки ни в рукописях, ни в записях не имеют вариантов, они всегда одинаковы!

Потом герой заговаривает о яблоках, но являются ли они трофеем? По словарю, “трофей” – то, что захвачено победителем во время войны [127*]. То есть без конфликта нет трофея. Однако в “Райских яблоках” герой не спорит ни с Богом, ни с Петром. Они требуют одно, он делает другое. Без всякого спора. Он ничего никому не доказывает, никого ни в чем не переубеждает и, кстати, не обвиняет. Если в “Райских яблоках” и есть трофей – а он таки есть, – то это не яблоки.

* * *
Яблоки и запрет

В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок
Жаль сады сторожат и стреляют без промаха в лоб

Из этой фразы непонятно, что запрещено: проникать в кущи-сады или рвать яблоки. И это неслучайно. Такая неопределенность запрета означает, что нам не нужно знать, какой из двух вариантов имеет место, потому что оба возможных запрета абсурдны: если запрещено проникать в кущи-сады, почему они не огорожены? Тем более абсурден запрет рвать плоды в общедоступном месте.

Отвлечемся от яблок и закончим мысль. Рай в этой песне – именно общедоступное место. Не только потому, что он не огражден и в него может попасть любой, кто хочет и способен к самостоятельному поступку. Важно и то, что в рай попал этот герой. Дело не в том лишь, что он вор – лошадок украл, а и в том, что он своим примером показал: в рай можно попасть “незаслуженно”, то есть не живя, как предписано религиозными канонами, а по собственному желанию, – было бы желание. То есть: “Райские яблоки” показывают, что идею разделения людей на достойных и не достойных рая Высоцкий ощущает противоестественной, не соответствующей устройству мира.

Трофей – награда за преодоленные препятствия. И герой “Райских яблок” получил свой трофей, но преодоленное препятствие не связано с яблоками, оно внутреннее. Пойди герой через ворота – не видать бы ему яблок. Он бы и кущи-сады не нашел, и в жизнь не вернулся, а пропал бы со всей толпой этапа в распрекрасной благодати, как в Бермудах, – навсегда...

* * *
Яблоки, возвращение и сожаление

На ранней стадии развития замысла герой собирался набрать райских яблок, чтобы покушать, но затем у него переменилась цель. С этой переменой связана еще одна: в начале текста отсутствует мотив возвращения, на что указывают реалистичные детали (неизбежность смерти, убиенные, покойники, отпевание). Мысль о возвращении возникла у героя не сразу, к этому его привело развитие сюжета. Мы узнаём, что герой хочет вернуться, в момент, когда тот мотивирует добычу яблок – “для них”. Выше уже упоминалось, что весь куплет про блага не о смерти, значит, уже на этом этапе райское путешествие из необратимого стало обратимым в сознании самого героя. А начался процесс еще раньше – с прибытием в рай. Тогда возродился его интерес к жизни, который проявляется и в неравнодушии к тому, что он видит (оценивает), и в том, что его оценки основаны не на абстракциях, а на земной, житейской логике, опыте реальной жизни.

Еще один мотив РЯ, о котором никто не писал, – сожаление героя.

Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

Мотив звучит дважды, в разном контексте: в первый раз – на фоне ощущения героем безвозвратности своего райского путешествия, во второй – в сочетании с мотивом возвращения.

Смысл первого сожаления очевиден: потому и жаль быть убитым, что герой хочет по-человечески жить в раю (то, чего он не имел на земле – “убиенных щадят... балуют... покойников мы бережем”), он не собирается возвращаться в жизнь (а райское убийство именно возвращение и обеспечивает). А вот второе сожаление кажется странным: отчего жаль, если выстрел райского снайпера дает герою пропуск обратно в жизнь, куда он уже и сам хочет вернуться? Второе “жаль” – это сожаление о том, что герой достигает цели не сам, а с помощью, что в его усилии принимает участие внешний фактор. Он жалеет, что возвращение – не только его собственный свободный выбор. Герои Высоцкого – чрезвычайно самостоятельный народ...

* * *

Мы говорили в главе о параллелях с волшебной сказкой, что РЯ – классический сюжет недостачи. А из текста видно, что всё связанное с яблоками герой знает наперед, и так оно и происходит, без неожиданностей. Никаких препятствий на пути к яблокам он не встречает:

В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок
Вот и кущи сады, в коих прорва мороженых яблок
пазуху яблок я тебе привезу

А это значит, что линии яблок нечем питать действие, не ею движется сюжет.

Вот мы и подошли к концу. К трем главным персонажам этого удивительного путешествия.
_______

[126*] Свиридов С. С. 189.
[127*] Современный толковый словарь русского языка Ефремовой (http://academic.ru/searchall.php?stype=undefined&SWord=ТРОФЕЙ).

(Далi буде)
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

about_visotsky01: (Default)
about_visotsky01

November 2016

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 1415 16 17 18 19
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 10:39 am
Powered by Dreamwidth Studios